Все лучшие предприятия Ford были совместными, СП с
«Соллерсом» 50 на 50 не создает управленченских рисков, а повышает мотивацию
компаний на успех, считает Алан Маллали
Алан Малалли стал национальным героем Америки в 2010
г., когда руководимая им компания впервые показала чистую прибыль за 11 лет —
$6,6 млрд (в 2006 г., когда Малалли возглавил Ford, компания получила убыток в
$17 млрд). В этом году его звезда сияет еще ярче: Ford прибылен вот уже шестой
квартал подряд, компания объявила о найме в ближайшие два года 7000 новых
сотрудников в США, и журналисты влюбились в излучающего успех и остроумного
Малалли: он желанный гость на национальных телеканалах, издания MarketWatch и
Chief Executive Magazine одно за другим признали его «Гендиректором года»…
Предвидев наступление кризиса и прозорливо
договорившись о кредите в $24 млрд в конце 2006 г., Малалли получил необходимые
для реструктуризации Ford деньги до наступления финансового коллапса и тем
самым спас компанию от банкротства и необходимости прибегать к кредитам
государства. Оздоровив бизнес Ford и вернув компанию к прибыльности, Малалли и
его команда могли задуматься о расширении бизнеса. Выдвинутая Малалли стратегия
«Единый Ford» предполагает уход от территориальной схемы создания автомобилей
(особых для каждого рынка) в пользу глобальных платформ. В этом году Ford
объявил сразу о нескольких стратегических альянсах. С компанией Toyota Motor
американцы будут совместно разрабатывать гибридные технологии для пикапов и
вседорожников. В Китае Ford имеет СП с Changan Automobile Group и объявил о
планах начать производство электромобилей в этой стране. А в России Ford
заключил сенсационную сделку с «Соллерсом», уведя российского автопроизводителя
из-под носа у его прежнего партнера — итальянской Fiat. Созданное в равных
долях совместное предприятие Ford и «Соллерса», в которое вошли заводы обеих
компаний и права на импорт и дистрибуцию всех автомобилей Ford на территории
России и СНГ, начало свою работу 1 октября. Для американской компании это очень
важное событие, сказал Малалли на церемонии начала работы СП в минувшие
выходные, ведь через два года Россия станет крупнейшим автомобильным рынком
Европы, обогнав Германию. СП продолжит выпускать в России Ford Focus и Ford
Mondeo в Санкт-Петербурге, а со следующего года приступит к сборке кроссоверов
Ford Explorer и легких коммерческих автомобилей Ford Transit на заводах в
Татарстане. Далее СП займется сборкой и других автомобилей, в том числе массового
автомобиля в сегменте B+ в 2014 г., название которого до сих пор не утверждено.
Через несколько лет общие мощности предприятия в России составят 350 000
автомобилей в год, а по плану Малалли к 2015 г. глобальные продажи Ford должны
вырасти на 50% до 8 млн автомобилей.
Как и у любого главы глобальной корпорации, график
Малалли расписан по минутам. Приземлившись в московском аэропорту
«Шереметьево», гендиректор Ford заехал в российский офис компании в Химках и
произнес краткую речь перед сотрудниками компании, после чего отправился на
переговоры в Минпромторг РФ. Туда один из самых влиятельных людей в мировом
автопроме поехал на Ford Explorer — без машин сопровождения, мигалок и прочих
атрибутов власти, принятых в России. С собой в дорогу Малалли пригласил
корреспондента «Ведомостей». В салоне Ford Explorer и состоялось это интервью.
— Когда вы начали переговоры с «Соллерсом» и кто кого
нашел?
— Я думаю, это была середина 2010 г. Сначала
переговоры вел Ford of Europe, но и я с самого начала был сильно вовлечен в
переговоры. Как вы можете представить, это было очень значительное
стратегическое решение.
— Что вы смогли предложить «Соллерсу» — такое, чего
Fiat не смогла?
— Что было нам действительно важно, так это создать
план, который позволил бы Ford послужить российским покупателям более
эффективно. Очевидно, что российский рынок будет продолжать расти. Мы были
первым производителем в России в 2002 г., мы видели этот рост, и у нас были
хорошие показатели, но мы хотели создать более масштабный план для расширения
бизнеса, и мы искали партнера, который помог бы нам ускорить этот процесс. Нам
очень повезло найти самого лучшего партнера — в лице компании «Соллерс».
— У вас совместное предприятие 50 на 50. Вы с самого
начала так решили или в начале переговоров обсуждались какие-то иные схемы
партнерства?
— Мы с самого начала, с первого изучения ситуации,
думали, что это будет партнерство, потому что мы хотели совместить наши активы
и сделать это очень быстро.
Как вы знаете, наши лучшие предприятия были совместными.
В Китае мы создали два совместных предприятия, в Турции у нас потрясающее СП.
Мы знаем, как работать в СП, мы верим в эту операционную модель и чувствуем
себя очень комфортно, с самого начала предложив такую модель «Соллерсу».
— А вы не боитесь, что распределение долей 50 на 50 в
случае разногласий может привести компанию к управленческому коллапсу?
— Мы считаем, что это фантастическое соотношение,
потому что, когда у вас 50 на 50, каждый из участников полностью привержен
тому, чтобы добиться успеха. И помните: мы делаем это, чтобы ускорить наш рост,
чтобы поддержать растущий российский рынок — и каждый из нас абсолютно
ориентирован на эту цель и привержен стратегии Ford. Мы высоко мотивированы,
чтобы принимать решения как можно четче, решительнее и быстрее.
— Вы объявили о плане нанять 7000 человек в США. А
есть ли прогноз по новым рабочим местам в России — какая будет потребность в
персонале у нового СП?
— Не думаю, что у нас есть уже план. Но очевидно, что
это растущий рынок — и мы надеемся, что сможем предложить много новых рабочих
мест и новые карьерные возможности. Сегодня утром мы с Вадимом [Швецовым,
генеральным директором «Соллерса»] встречались с работниками — было очень
приятно видеть улыбки на их лицах. Мы вместе начинаем этот проект, и у них
появляется возможность делать то, чего раньше они не могли.
— Лучший вопрос, который вам задали сегодня российские
сотрудники?
— Они сказали: «Не могли бы вы, пожалуйста, почаще
приезжать в Россию?» (Смеется.) А если серьезно, то спрашивали о продуктовой
линейке, о том, как мы будем работать вместе, и о том, насколько мы верим в то,
что делаем, и насколько мы довольны тем, что мы поддерживаем российское
предприятие.
— Вы будете собирать в России новый Explorer. Это то
самое поколение автомобиля, разработка которого началась при вас, и вы
потребовали значительно снизить вес автомобиля?
— Мы не делаем разные машины в разных странах.
Российские покупатели получат все наши новейшие технологии, как все получают их
во всем мире.
— Теперь Fiat ваш конкурент не только в Европе, но и в
Северной Америке. Вы довольны, что в России ваш конкурент стал слабее?
— Я так вдохновлен нашей сделкой с Sollers! Я люблю
это совместное предприятие, и я счастлив, что мы сможем поддержать российских
покупателей и ускорить воплощение оригинального видения Генри Форда — открытые
дороги для всего человечества.
— Вы будете выводить пикапы F-серии на глобальный
рынок?
— Она уже доступна глобально, и мы будем развивать
экспортные возможности. Но, конечно, пока она более популярна в США, по многим
причинам: это и размеры автомобилей, и развитая строительная индустрия, и
любовь американцев к активным видам отдыха (лошади, лодки).
— А Ford Mustang?
— В России всегда задают этот вопрос, задали его и на
общем собрании. Нам пока нечего объявить, но мы очень преданны этому бренду, и
в рамках нашей стратегии «Единый Ford» мы ищем все возможности, чтобы наши
машины были доступны во всех уголках мира. Но сегодня нечего объявить.
— Расскажите про ваше партнерство с Toyota.
— Да, это фантастическое партнерство. Я думаю, что
спустя некоторое время электромобили займут большую долю на рынке. И мы Ford
хотим создать электрическую платформу, делать больше электрических SUV и
пикапов. Мы всегда стараемся работать с теми, кто способен помочь нам ускорить
использование новых технологий. И мы достигли соглашения с Toyota — лидером в
разработке гибридных технологий. Ford тоже давно работает с гибридами, так что
два лидера индустрии объединили усилия в новых разработках.
— Речь пока идет только о сотрудничестве в R&D?
— Пока да, но позже мы решим, есть ли смысл в
коммерческом партнерстве.
— Говорят, что этому соглашению способствовало то, что
у вас хорошие личные отношения с президентом Toyota Акио Тойода. Как вы
познакомились?
— У меня с Toyota очень давние отношения, потому что,
когда я работал в Boeing, одними из наших самых важных партнеров были Kawasaki
и Fuji. И со дня, когда я стал работать с японскими партнерами, я всегда
работал и с Toyota. Toyota — одна из лучших производcтвенных компаний в мире, и
важно, что Тойода приезжал к Форду, чтобы изучить и посмотреть, как работает
его линия, а потом вернулся и начал совершенствовать свою. Так что сделать так,
чтобы Toyota и Ford снова работали вместе, — это фантастика.
Как только я пришел в Ford, одной из моих первых
поездок был визит в Японию — на встречу с руководством Toyota. Когда Акио начал
двигаться наверх [по карьерной лестнице], я стал встречаться с ним регулярно,
потому что это мой стиль — встречаться с лидерами других компаний и обсуждать
вещи, которые нам могут быть интересны вместе: регулирование, гармонизация
средств безопасности, экономия топлива…
— Почему вы решили ввести в совет директоров Билла
Хелмана из Greylock Partners?
— У всех членов совета были с ним отношения уже до
этого, они знали, чем он занимается. Он венчурный капиталист и настроен на
поиск новых технологий и идей в мире. Он прекрасно нам подходит из-за наших
технологий, он изучает наши активы по всему миру и ищет лучших поставщиков. Он
будет обеспечивать внедрение новых технологий. Хорошо иметь его опыт и его
видение в совете директоров.
— Вы будете продавать автомобили с вашими новыми
коммуникационными платформами Sync и MyFord в России?
— MyFord нам нравится, и сегодня мы верим в него как
никогда. Мы будем улучшать и развивать его глобально. Мы начали продвижение с
США, потом мы начали представлять его в Европе. Ясно, что покупателями он
востребован: для 50% он был причиной, по которой они купили Ford, а из тех, кто
купил и попробовал, 70% на наш вопрос отвечали, что порекомендовали бы его
друзьям. Как я говорил, у нас очень ясная программа улучшения этого плана,
особенно улучшения голосового управления. Сейчас система понимает до 10 000
слов, а со временем это станет просто беседой с автомобилем. Идея — создать
такой интерфейс, что водитель будет управлять всеми устройствами в автомобиле
голосом, при этом глаза его смотрят на дорогу, а руки лежат на руле. Sync
придет в Европу в следующем году, и Россия станет частью этого процесса. При
этом такие технологии должны быть демократичными — мы можем это сделать
дешевле, чем другие, потому что мы глобальная компания.
— Почему вы представили MyFord не на автомобильной
выставке, а на электронной в Ганновере?
— (Смеется.) Сначала на электронной выставке в
Лос-Анджелесе, а потом в Ганновере, и все нас спрашивали: а что Ford тут
делает? А все потому, что мы используем в машинах те же самые технологии. И нас
пригласили поучаствовать снова — и мы уже четвертый год участвуем в этих
выставках. И были хорошие заголовки в газетах, потому что люди оценили, что
Ford делает не только хорошие машины, но и системы безопасности и коммуникации.
Один из заголовков во время ганноверской выставки был «Ford — mobile app of
choice».
— Как идут переговоры с профсоюзом United Auto
Workers?
— Очень хорошо продвигаются. Мы исторически работали
очень тесно с ними, чтобы улучшить нашу конкурентоспособность. И вы знаете это
хорошо: все, что мы сделали, чтобы улучшить условия работы, выплату зарплат и
пособий, — одна из причин того, что мы одна из компаний, которая продолжает
производить машины в США и делать это с выгодой. Так что я настроен очень
оптимистично, что продолжающиеся переговоры позволят улучшить
конкурентоспособность Ford. Сейчас мы работаем в новой обстановке, наш бизнес
растет, в следующие два года компания создаст 7000 рабочих мест, и никто не
хочет возвращаться назад, все сейчас понимают, что, если вы сфокусированы на
продукции и продуктивности, это приводит к созданию большего числа рабочих
мест.
— По итогам 2010 г. ваш годовой доход в Ford составил
$26,5 млн, включая бонус в $9,45 млн. Президент UAW Боб Кинг назвал вашу
компенсацию «морально неправильной». Что вы чувствуете?
— Я чувствую, что мы на правильном пути, привязав
выплаты руководству к показателям успеха компании. Самое важное — выстроить у
всех интерес. Большая часть получаемых мною выплат зависит от показателей
компании. Если компания движется вперед, я выигрываю от этого, но также
выигрывают и все остальные. Все акционеры выиграют от того, что мы создаем растущую
компанию.
— Бонус Билла Форда составил $2,7 млн. Он не ревнивый
человек, раз выписал себе бонус меньше, чем вам?
— Мы занимаем разные позиции. Он председатель совета
директоров, а я исполнительный директор. Он работает с советом директоров, а я
руковожу работой компании по всему миру.
— В октябре 2008 г. вы послали новую команду
топ-менеджеров в Volvo, чтобы она подготовила компанию к продаже. Они о своей
миссии знали, но остальные сотрудники — нет. То есть менеджеры не были честны
со своими людьми. Менеджеры сделали свою работу, Volvo была продана, а они
вернулись в Ford. Вы не думаете, что это циничный подход? Или это просто
бизнес?
— Я бы хотел, чтобы мы проследили, как это было во
времени. Вы правильно описали, что нашей главной целью было улучшить
производительность и показатели Volvo, а потом мы приняли решение, что мы
продадим компанию. И менеджеры всегда говорили, куда они идут с компанией.
Записи говорят сами за себя, мы всегда очень четко говорили, каковы наши
намерения.
— Президент GE Джефф Иммель говорил в интервью нашей
газете, что настроение людей хуже реального положения экономики. Что чувствуете
вы?
— Я думаю, что потребители совершенно четко
показывают, что они чувствуют. Если вы посмотрите на макроэкономические данные,
особенно в США, если посмотрите на безработицу, жилищное строительство и
доходы, то вы увидите, что потребительское доверие снизилось — и именно это они
чувствуют. Это отражает реальное положение.
— Как вы видите перспективы экономики?
— Я очень-очень воодушевлен тем, что делает
руководство США в среднесрочной перспективе — и при этом обращает внимание на
будущее. Ясно, что мы имеем дело с очень медленным восстановлением после
ужасной рецессии, но и рецессия была самой серьезной из тех, что были ранее. Я
очень позитивно оцениваю действия властей, я доволен тем, что они ищут любую
возможность в фискальной и монетарной политике, которая может быть применена,
чтобы поддержать это постепенное расширение. США имеют дело с бюджетным и
торговым дефицитом, с госдолгом — и, думаю, они смогут справиться,
сфокусировавшись на безработице, на жилищном строительстве, на уменьшении
затрат бизнеса, чтобы частный сектор смог повести за собой.
В Европе другие проблемы — Европа пытается разобраться
с суверенными долгами, они делают это через многосторонние действия, так чтобы
каждый принял участие в реструктуризации долгов — это самый важный приоритет.
Тихоокеанский регион пытается справиться с инфляцией. Хотя они замедлили темпы
роста, они также замедлили рост инфляции, так что, я думаю, они вернутся к
более устойчивому росту. Даже в Китае рост составит 9%, это очень высокий
показатель, который они даже специально замедлили, чтобы не образовались
большие пузыри. Все мы зависим от действий на финансовых рынках и действий
банков.
— В Китае у вас меньшая доля рынка, чем глобально. Как
будете догонять конкурентов?
— У нас всего пара моделей в Китае (Focus и Mondeo),
но у нас хорошая база для расширения. Сейчас мы начинаем выводить все наши
машины на китайский рынок и нагоним очень быстро. Как вы знаете, в этом регионе
у нас семь заводов: четыре — в Китае, два — в Индии и один — в Таиланде. В
Китае в следующие пять лет мы начнем выпускать 15 новых моделей. Тихоокеанская
Азия — это наш фокус, потому что в будущие годы этот регион будет обеспечивать
до 60% роста наших доходов.
— Евро и доллар. Какая валюта слабее?
— Оба стоят сколько стоят.
— Как изменение курса валют влияет на Ford?
— Мы довольно хорошо сбалансированы, потому что
работаем по всему миру, и это часть нашей стратегии — работать там, где мы
продаем наши машины. Наша позиция такова, что обменный курс очень важен — и
очень важно, чтобы его определял рынок.
— А цены на сырье?
— Они стали немного уменьшаться/замедляться. Очевидно,
что самое важное для нас — цена на нефть. И еще один положительный аспект
высокой инфляции — то, что она приводит к инфляции сырьевых цен. Мы заложили в
наши положения, что цены будут подниматься весь год, но понятно, что замедление
экономического роста помогает этому. Причина, по которой у нас инфляция сырьевых
цен, — это потому что у нас спрос превышает предложение. Замедление спроса —
это хорошо, это делает его устойчивым.
— Слава вас изменила?
— Я не думаю, что я слишком изменился по сравнению с
тем временем, когда рос в Канзасе. Я абсолютно наслаждаюсь работой Ford и тем,
что могу служить нашим покупателям по всему миру.
Эта публикация основана на статье ««Я чувствую, что мы
на правильном пути», - Алан Малалли, генеральный директор Ford Motor Co.» из
газеты «Ведомости» от 04.10.2011, №186 (2952)
______________________________
Тойота Центр Пермь; официальный дилер Toyota в
Пермском крае
г. Пермь, ул. Героев Хасана, 79
Тел. (342) 268-98-88
Официальный сайт: http://toyota59.ru
E-mail:
cs@groupt.ru, toyota59@groupt.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий