четверг, 29 сентября 2011 г.

ДТП: как правильно себя вести


Консультирует Залога Анатолий Андреевич. 49 лет. Юрист Пермской классической коллегии адвокатов (город Пермь, ул. Газеты Звезда, 35, перекрёсток улиц Краснова и Газеты Звезда). Полковник милиции в отставке. До 2010 года – заместитель начальника Управления ГИБДД Пермского края/

- Насколько часто приходится решать вопросы с ДТП через суд?
- Достаточно часто. Потому что, согласно Кодексу об административных правонарушениях должностные лица ГИБДД выявляют нарушения Правил дорожного движения, а вину, в соответствии с российским законодательством определяет только суд. Да, суды учитывают факт, что должностное лицо, которое обязано рассматривать материалы по дорожно-транспортным происшествиям, выявило какие-то нарушения. Но кроме этого есть ещё много нюансов, которые суд учитывает для того, чтобы определить вину. И когда вина уже определена, то можно решать вопрос по возмещению ущерба.

- Без суда можно вопрос урегулировать?
- Если оба участника ДТП адекватны и пришли к единому мнению, то да, возможно.

- Насколько часты такие, «мирные» варианты разрешения ситуации?
- Не очень частые. Всё зависит от взаимоотношений людей.

- Всё-таки больше конфликтных ситуаций?
- Да, больше конфликтных ситуаций. Потому что сейчас, например, есть ОСАГО. По ОСАГО определена обязательная выплата. Причём, с сентября 2010 года, исходя из правительственного постановления, страховые компании производят выплаты с учётом износа автомобиля. Предположим, сумма ущерба – 100 рублей, сумма износа автомобиля, которая рассчитывается на основе инструкции, составляет 20 процентов, то есть страховая компания выплачивает 80 рублей. Но 20 рублей должен ещё кто-то заплатить. Эти 20 процентов должно выплатить то лицо, которое виновно в дорожно-транспортном происшествии. Чтобы ущерб был полностью возмещён. Из-за таких «двадцати процентов» часто возникает конфликт.

Есть, конечно, нюанс – если нет пострадавших в ДТП, можно обратиться в свою страховую компанию. Но страховые компании так же выплачивают с учётом износа автомобиля, а разницу предъявляют к возмещению той страховой компанией, в которой застрахован причинитель вреда. То есть, оставшуюся сумму всё равно приходится взыскивать с человека, который нарушил Правила дорожного движения.

- Какова правильная последовательность действий водителя при ДТП?
- Давайте рассмотрим самое простое дорожно-транспортное происшествие: произошло столкновение, удар двух автомобилей. Самое первое, что нужно сделать, это продиагностировать себя. Если кто-то был в салоне, на пассажирских местах, нужно сделать то же самое. Потому что когда произошёл удар, всё страшное уже случилось, теперь нужно проверить, какие последствия у этого «страшного». Может быть даже, нужно посидеть в машине, успокоиться. Потому что эмоции – это не всегда хорошо.

После этого можно спокойно выйти из автомобиля (конечно, соблюдая все меры безопасности), выставить знак аварийной остановки. Далее – у каждого сейчас есть телефоны. В каждом телефоне есть фотоаппарат. И поэтому – вышли из автомобиля, выставили знак аварийной остановки и, с соблюдением всех мер безопасности, произвели фотографирование всего места ДТП, пусть это будет даже с восьми направлений (четыре основных – прямо, назад, направо, налево). Всё зафтографировали – мелко, крупно. Посмотрели следы, какие остались. Следы торможения, следы юза, всё это тоже зафотографировали. Но так, чтобы было видно – вот машина, а вот след от колеса. И чтобы это можно было привязать к какому-то неподвижному объекту. Например, столб контактной сети, по которой ходит троллейбус. Или столб освещения. Или угол дома.

Потому что потом, если всю картину происшествия надо будет восстанавливать – проводить какой-либо следственный эксперимент или делать замеры, то как раз по фотографиям можно будет восстановить то местоположение автомобилей, те следы, которые были. Как раз будет видно наличие разметки, состояние проезжей части (сухой асфальт, дождь, снегопад, укатанный снег, гололёд – это всё разные коэффициенты сцепления). Для проведения дальнейшей экспертизы всё это необходимо. Видно будет взаимное положение автотранспорта, видны будут внешние повреждения, следы соприкосновения автомобилей, какой автомобиль двигался с большей скоростью, какой с меньшей скоростью, под каким углом (по отношению к проезжей части) они столкнулись. Это те нюансы, которые необходимы для правильного определения условий и причин ДТП. А по сути для того, чтобы в полной мере защитить свои права.

- Когда звонить в полицию?
- Я думаю, что всё можно сделать одновременно. Позвонить в полицию о том, что всё это произошло, и произвести фотографирование. И самое главное – не надо ввязываться в перепалку со вторым водителем. Потому что эмоции ни к чему хорошему не приводят.

- Что после этого? Вот, всё сделали – успокоились, всё засняли на мобильник или фотоаппарат, позвонили, что дальше?
- Ждём. Тут два варианта – приезжает сам полицейский, сотрудник госавтоинспекции, или приедет аварийный комиссар. Затем составляется схема места ДТП. Обязательно нужно участвовать в замерах. Причём каждый замер нужно контролировать.

- В каком смысле «контролировать»?
- Например, смотреть, чтобы замер расстояния, который делается рулеткой, начинался с ноля. Затем – проконтролировать, чтобы на схеме это расстояние было указано. Замер сделали – на схеме замер поставили. Замерили расстояние до бордюра – три метра, на схеме поставили – три метра. Следующий замер: от переднего колеса, от заднего, два и девять десятых метра – в схеме поставили «два и девять десятых метра». То есть, все замеры водитель должен сам проконтролировать.  Инспектор, ведь, может и ошибиться.

Далее. Если на место ДТП приехал аварийный комиссар, то он не имеет права составления схем ДТП. Он может только «оказать помощь». Глава вторая Правил дорожного движения, пункты два-пять, два-шесть говорят о том, что «водители в случае обоюдного согласия по факту дорожно-транспортного происшествия» (то есть, первый водитель говорит: «Да, я превысил скорость», второй говорит: «Я согласен с тем, что ты превысил скорость», всё, они определились) могут составить схему ДТП самостоятельно. И тогда они на обратной стороне схемы ДТП, которую нарисует аварийный комиссар, пишут: «Я, водитель Петров согласен с тем, что я нарушил правила проезда перекрёстка. Я, водитель Иванов с фактом ДТП и нарушением правил водителем Петровым согласен».  Всё.

- То есть формально аварийный комиссар просто «оказывает помощь»?
- Да. Он просто «оказывает помощь» и привозит эти бумаги в ГИБДД. Его статус законодательством не определён. То есть, это простой гражданский человек, который  знает, что и как нужно делать. Поэтому я и говорю, что перед тем, как сниматься с места происшествия, на составленных аварийным комиссаром документах должны быть написаны приблизительно такие слова: «Я водитель Петров согласен, я водитель, Иванов согласен». Потому что аварийный комиссар не принимает никаких решений, не выявляет никаких нарушений правил дорожного движения. Аварийный комиссар просто готовит и привозит материалы. То же самое могут сделать и сами Петров с Ивановым, но здесь оказал помощь какой-то человек, который знает, как грамотно составить схему ДТП.

- Есть какие-то нормативы по срока прибытия сотрудников ГИБДД на место происшествия?
- Есть. В городе это – двадцать минут, за городом, если память не изменяет, час. В зависимости от протяжённости. Но с учётом количества дорожно-транспортных происшествий, сокращением сотрудников дорожно-патрульной службы… В 2010 году в городе Перми совершалось от 60 до 100 дорожно-транспортных происшествий в сутки. Это ДТП, в которых не было пострадавших. Обслужить эти ДТП достаточно тяжело. То есть, нужно – выехать на место, составить схему, взять объяснения, составить протокол об административном правонарушении, а всё это занимает время.

Давайте посчитаем. Инспектор пятнадцать минут ехал до места ДТП, приехал и нарисовал схему – ещё пятнадцать минут, взял объяснения – даже если два человека пишут вместе, всё равно десять минут уйдёт, уже сорок минут. Инспектор должен определиться и составить протокол, это ещё десять минут… Получается, как минимум, час. Инспектор, экипаж ГИБДД, как минимум, час проводит на месте одного ДТП.

Экипажей ГИБДД просто физически не хватает. А для того, чтобы их физически хватало, нужно ездить аккуратно и соблюдать Правила дорожного движения. Но если кто-то нарушает, уступите дорогу. Будьте выше нарушителя.

- А нормативы по обследованию места происшествия существуют?
- Нет. Для исследования места дорожно-транспортного происшествия инспектор может затратить времени столько, сколько необходимо.

- На Ваш взгляд, как профессионала, насколько успешно справляются страховые компании со своими задачами?
- Они справляются успешно. Но, как правило, страховые компании при подсчёте ущерба занижают сумму выплат. В связи с чем человеку приходится обращаться к независимым экспертам, просчитывать заново весь ущерб и опять обращаться в страховую компанию. Следует иметь в виду, что оплатить независимую экспертизу обязана страховая компания.

Если произошло дорожно-транспортное происшествие без пострадавших лучше обращаться в свою страховую компанию, а не в ту компанию, где застрахован человек, который причин вред. «Свои» компании не так занижают сумму выплаты.

- То есть, основная проблема – это занижение страховых выплат?
- Да. Есть нюансы, по которым страховые компании затягивают сроки выплат и другие причины. Поэтому в случае ДТП, перед обращением в страховую компанию или сразу после него неплохо было бы заехать, например, сюда в Тойота Центр, чтобы специалисты осмотрели автомобили и сказали: «Для восстановления автомобиля в Тойота Центр Пермь потребуется вот такая-то сумма».  Чтобы человек уже ориентировался хотя бы по примерной стоимости ущерба. И если, например, специалисты насчитали стоимость ремонта в 100 рублей, а страховая компания скажет, что здесь ущерба на 50 рублей, то явно где-то занижение и нужна независимая экспертиза.

- И кто у нас может осуществлять такую независимую экспертизу?
- А у нас их много таких, независимых экспертиз. Например, есть Западноуральский центр автоэкспертиз при Пермской лаборатории судебных экспертиз, есть Лига экспертов, есть Центр экспертиз на Шоссе Космонавтов и так далее. Экспертных центров сейчас много, не меньше, чем страховых компаний, если не больше. Я, например, знаю, что очень хорошие экспертизы делает Центр автоэкспертиз.  Почему знаю – потому что там работает Игорь Геннадьевич Ширинкин, он экспертизы делает очень добросовестно. И практика показывает, что при назначении судебной экспертизы (до сих пор мы говорили об экспертизе досудебной), а она назначается, как правило, в ПЛСЭ, разница в сумме получается буквально минимальная.

- Независимая экспертиза наверняка помогает участникам ДТП прийти к соглашению…
- Да. Ведь основное направление Гражданского кодекса у нас – это восстановление того положения, которое было до причинения вреда. Почему бы не сделать доброе дело для человека и восстановить его положение (я не говорю о состоянии здоровья и т.д.), которое было до получения повреждения автомобиля. Я считаю, что, когда люди между собой разговаривают, договариваются, они могут лучше достичь какого-то результата. Самое интересное, что после ДТП люди, пообщавшись друг с другом и поняв, что они вполне нормальные, могут потом дружить.

- На Ваш профессиональный взгляд, в чём главная причина дорожно-транспортных происшествий?
- Основная причина, это всё-таки превышение скорости. И здесь важно правильно оценивать дорожную ситуацию. То есть «превышение не означает, что превысить «шестьдесят по городу». Бывают ситуации, когда и сорок километров в час могут оказаться превышением. Например, в этом году уже немало было случаев наезда на детей, игравших во дворе. Люди знают, что дети бегают по двору, едут со скоростью четыре-пять километров в час, и всё равно дети попадают под машину.

Ведь как происходит? Человек сначала увидел опасность, потом у него в голове это всё обрабатывается, потом идёт сигнал рукам-ногам (поворот рулём или, скажем, педаль тормоза), потом идёт срабатывание механизмов – а это всё секунды, которые нужны. По данным экспертиз, например, время реакции человека до момента его действия – это около секунды. Система срабатывания тормозов (ну, рулевая система ладно, там жёсткое зацепление, а в тормозах тормозная жидкость, там инерционная система) – одна десятая секунды. А скорость 40 километров в час это – 11 метров в секунду. Получается, что до момента начала торможения автомобиль проезжает 12 метров. А если возьмём скорость в 80 километров? Это же двадцать пять метров за одну секунду!

Давайте посчитаем. Если мы едем со скоростью сто километров в час, мы за час проезжаем – правильно – сто километров. Если со скоростью сто двадцать километров в час, то на двадцать километров больше. Если бы мы ехали со скоростью сто километров, то сколько бы мы затратили дополнительного времени на эти двадцать километров? Двенадцать минут. Стоит оно того? Можно, в конце концов, выйти из дома на двенадцать минут пораньше, зато не попасть в ДТП из-за завышенной скорости.

И, естественно, я хотел бы посоветовать, что, если человек садится за руль, то он должен позаниматься с профессионалами. Нужно отработать определённые навыки, которые в экстремальной ситуации дадут  возможность автоматически избежать столкновения. Нужна самая элементарная тренировка рефлексов. Почувствовать автомобиль, почувствовать его в повороте, почувствовать его на скорости, почувствовать, что вы можете сделать с автомобилем. Правильность положения рук –ног, это же тоже влияет.

- Что наиболее важно при определении ущерба?
- Тяжёлый вопрос.

- Ну, допустим, за рулём классическая блондинка из анекдота. Вот её автомобилю причинён ущерб. Или, скорее, она кому-то причинила ущерб. На что ей важно обратить внимание при определении ущерба, при расчёте стоимости?
- Лучше позвонить тому, кто разбирается в этом вопросе. Есть люди, которые не знают, как заправить автомобиль, но зато они знают то направление работы, за которое они отвечают, и знают его от буквы перед А и до буквы, которая после Я. А в автомобилях они, например, совсем не разбираются. Поэтому, если есть возможность, то лучше обратиться к человеку, который давно автомобилями занимается, в автомобилях разбирается и может подъехать, чтобы на месте оказать консультационную помощь, проконтролировать составление материалов, соблюсти юридические интересы человека, который его вызвал. Не работать против кого-то или за кого-то, а просто соблюсти интересы. Адвокат, например, на то и адвокат, чтобы соблюсти все процессуальные моменты, чтобы человек понёс минимальные потери.

Я, например, тоже не специалист, чтобы определить стоимость ущерба в том случае, если у LandCruiser 200 было поцарапано крыло. Я могу по характеру повреждений, по следам, которые оставлены, приблизительно определить направление движения, скорость движения автомобилей, правильно ли действовали водители, правильно ли они оценили дорожную ситуацию. Это я могу определить. Но сумму ущерба должен определить специалист. Поэтому я, например, лучше приеду к специалистам той же Toyota и спрошу: «Ребята, сколько будет стоит покраска?».

- Поскольку зашёл разговор о пешеходах, то в случае ДТП с участием пешехода кто будет платить?
- Согласно Гражданскому кодексу, за причинение вреда ответственность несёт владелец источника повышенной опасности. Автомобиль у нас является источником повышенной опасности. Лечение, моральный вред будет оплачивать владелец источника повышенной опасности, то есть автомобиля. Но сумма компенсации морального вреда, сумма возмещения ущерба будет как раз зависеть от вины. От того, кто виновен в ДТП. Если виновен водитель, то оплачивать он будет по максимуму. Если невиновен, то сумма компенсации будет, разумеется, меньше.
 _______________________
Тойота Центр Пермь; официальный дилер Toyota в Пермском крае
 г. Пермь, ул. Героев Хасана, 79
Тел. (342) 268-98-88
Официальный сайт: http://toyota59.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий